Инвентаризация перед бухгалтерским отчётом

Инвентаризация – это метод сличения бухгалтерской информации с фактическим количеством материальных ценностей и финансовых ресурсов на предприятии. Такая процедура является основным способом контролирования имущества и финансов. Закон требует организовать и осуществить инвентаризацию перед составлением годового бухгалтерского отчёта.

Объекты инвентаризационной проверки

Обязательная ежегодная инвентаризация предусмотрена для следующих объектов:

  • материальные активы в виде основных средств;
  • финансовые вливания в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий;
  • товарные ценности и материалы (ТМЦ);
  • незавершённое производство, затраты предстоящих периодов;
  • денежные средства, фин. документы, бланки строгой отчетности;
  • дебиторские и кредиторские расчёты;
  • нематериальные средства и ресурсы;
  • налоговые отчисления и платежи в государственные фонды (бюджетные и внебюджетные);
  • резервы будущих оплат (отпускные начисления, выплаты по выслуге лет).

Для всех перечисленных объектов предусмотрено заполнение соответствующих форм проверочных ведомостей. Например, результаты по амортизируемому имуществу заносятся в документ № ИНВ-18, а фактическое наличие ТМЦ фиксируется в ведомости № ИНВ-3.

 

Этапы проведения

   Процедура инвентаризации проходит по следующему порядку:

  1. Формируется инвентаризационная комиссия, в которую включаются бухгалтерские сотрудники, представители руководства и другие работники (инженеры, аналитики экономисты и т. д.).
  2. Составляется документ о проведении инвентаризации (№ ИНВ-22).  В приказе устанавливаются сроки, указывается состав комиссии и основание для такой проверки.
  3. Фиксируются остатки к моменту начала процедуры. В верхней части каждой сличительной формы имеется расписка, где материально ответственный работник подтверждает сдачу всех приходных и расходных документов в бухгалтерию.
  4. Проведение процедур сличения. Это главный этап проверки. Производится измерение, взвешивание, пересчёт и т. д. Все данные фиксируются в описях или актах.
  5. После окончания проверки подписывается сличительная ведомость (ИНВ-26), в которой отражается излишек или недостача.

   Порядок осуществления инвентаризации предусматривает обязательное присутствие комиссии в полном составе, также необходимо участие в проверке материально ответственного лица, в противном случае результаты процедуры признаются недействительными.

   Непроведение обязательной ежегодной инвентаризации приравнивается к отсутствию бухгалтерского учёта. Формальный подход к этой процедуре без проведения фактической проверки также является нарушением. Для проведения независимой и объективной инвентаризации имеет смысл воспользоваться услугами профессиональной консалтинговой фирмы. 

  • Email: info@akfpartner.ru
  • Работаем: с 9-00 до 18-00
    Выходные: Суббота, Воскресенье
  • Адрес: г.Выборг, ул. Сторожевой башни, д. 17
    Телефон: +7 (81378) 348-88
  • Адрес: г.Выборг, ул. Некрасова, д. 11
    Телефон: +7 (81378) 265-44